Тема уроков

Кол -во урок ов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

 

1 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

1

Урок изучения и первичного закрепле ния

новых знаний

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние

Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

Знакомство с учебником, его разделами, хрестоматией Стр.10-16, вопр.1-3

 

 

 

Литература первой половины XX -го века

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Обзор русской литературы первой половины XX -го века

1

Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Лекция учителя с элемента ми беседы

Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс»

Текущий контроль

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков Разноречивость тенденций в культуре «нового времени». Реалистические традиции и модернистские искания в

Доработать конспект лекции. Перечитать рассказы Бунина.

Подготовить сообщения о писателе.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

литературе и искусстве.

 

 

 

3.

И. А. Бунин Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина

1

Лекция учителя Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля

И.А.Бунина на примере его стихов и рассказов

Фронталь-ный опрос. Анализ текста

Знать основные биографические сведения о

И.А. Бунине, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями. Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении

Выучить наизусть 1 стих на выбор

Сост. план «Основные темы лирики Бунина»

 

 

4.

«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

1

Урок закреплен ия знаний

Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретироват ь художественное произведение.

Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Составить опорный конспект

Стр 30-37, читать, отв. вопросы .

 

 

5.

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1

Урок закреплен ия знаний

Раскрыть философское содержание рассказа И.А.Бунина. Аналитическое чтение.

Создание творческого текста на основе прочитан-ного произ ведения

Стр. 38-40. Задания по группам. Подготовить обзор рассказов о любви

 

 

6.

«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

1

Урок обобще ния и системати

Показать своеобразие рассказов, новизну в

Викторина, постановка вопросов по теме урока,

Подготовить рассказ по теме урока.

Стр41-54,

 

 


 

 

 

 

зации знаний учащихся

изображении психологическог о состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное.

работа по материалам учебника

суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей.

перечитать рассказы М.Горького

 

 

7.

8. -

А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. Жизнь и творчество А.И Куприна

2

Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний

Показать своеобразие стиля писателя на примере повести «Олеся». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Работа с карточками

Знать основные биографические сведения об А.И.Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть

Стр. 88-92, Отв. на вопросы. Сделать закладки по темам

 

 

9.

«Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести.

1

 

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

 

 

 

 

10.

«Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?»

1

Урок изучения и закрепле ния знаний

Раскрыть идею и художественные особенности повести. Указать на роль детали в художественном повествовании

Текущий контроль. Устная проверка знаний

Стр. 92-95, пересказ, подготовить вопросы по повести.

 

 

11.

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

Урок обобще ния и система тизации знаний учащих

Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и

Создание творчески х текстов на основе прочитан ного произведе

Стр.96-98, читать, ответить на вопросы. Сбор материалов к классному

 

 


 

 

 

 

ся

художественные особенности повести.

ния

монологическим устным и письменным ответом.

сочинению

 

 

12.

Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащих

ся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Заключител ьный контроль

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Задания по группам

 

 

13.

В/ч Урок-размышление по произведению Аитова «Русский устный и русский письменный»

1

Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний

Научить ребят воспринимать современную прозу, анализировать публицистическое произведение

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.

Пересказ статьи учебника о поэтах Серебряного века, перечитать стихи

 

 

14. 15.

М. Горький . Страницы жизни. «Старуха Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

2

Лекция с элемента ми беседы. Урок закреплен ия знаний

Показать особенности романтизма А.М.Горького. Проследить, как в композиции раскрывается замысел писателя.

Заполнить таблицу, работа по материалам учебника

Знать основные биографические сведения о М.Горьком, особенности романтических произведений, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы,

Стр. 62-65, пересказ

 

 

16.

Протест героя против «бескрылого существования, «пустыря в душе» в повести « Фома Гордеев»

2

Урок изучения и первично го закреплен

Показать своеобразие повести, новизну в изображении психологического состояния

Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Работа с

Стр. 65-72, перечитать пьесу «На дне»

 

 


 

 

 

 

ия новых знаний

человека, вызвать желание обсудить прочитанное.

карточками

составлять план и конспект лекции учителя. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах, протест героя-одиночки против «бескрылого существования» в повести «Фома Гордеев», философскотическую проблематику

пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

 

 

 

17.

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

1

 

 

 

 

 

 

18.

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

1

Комбинир ованный урок

Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Устная проверка знаний.

Стр.72-80, пересказ

 

 

19.

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

1

Урок комплексно го применени ЗУН учащихся

Выявить позиции героев пьесы и авторскую

япозицию по отношению к вопросу о правде

Устная проверка знаний

Выписать высказывания героев (по вариантам)

 

 

20.

Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Викторина ,постанов-ка вопро -сов по теме урока, работа по материалам учебника

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

 

 

 

Серебряный век

()

 

 

 

 

 

 

 

21.

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

1

Урок изучения и первично го

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать

Предварите льный контроль. Устная проверка

Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного

Написать соч.-миниат. Подготовить выразитель-ное чтение

 

 


 

 

 

 

закрепле ния новых знаний

яркую индивидуальность поэзии. Проанализировать стихи

знаний

ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Понимать истоки и последствия кризиса

символизма в 1910 годы.

Распознать глубину лирического

стихов

 

 

22.

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

1

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Охарактеризовать творчество основоположнико в русского символизма

Кратковрем енная самостояте льная работа.

Стр.116-139, пересказ. Отв. на вопросы в тетради.

 

 

23.

В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

1

Урок закреплен ия знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Текущий контроль. Индивидуа льные письменны е задания

Выучить наизусть и проанализиро вать стихотвор В.Брюсова

 

 

24.

К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

1

Комбинир ован

ный урок

Показать яркую индивидуальность поэта. Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Текущий контроль. Тестовые задания

Письменный анализ одного из стих-й К.Бальмонта.

 

 

25.

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

1

Урок изучения и закрепле ния

Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики; дать

Устная проверка знаний Тестовые задания

Сделать закладки по темам Задания по группа

 

 


 

 

 

 

знаний

краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов

 

самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского. «муза дальных странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.Гумилева Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян») Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтовубофутуристов. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать

(анализ глав)

 

 

26.

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

Урок изучения и закрепле ния знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи Н. Гумилева

Срез знаний. Работа по карточкам

Дать развернутый ответ на вопрос. Инд. задания

 

 

27.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

1

Урок изучения и закрепле ния знаний

Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов

Кратковрем енная самостояте льная работа.

Творческие задания на выбор

 

 

28.

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

Комбинир ованный урок

Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. Проанализировать стихи

Срез знаний. Работа по карточкам

Подготовить ся к письм. работе

 

 


 

 

 

 

 

 

 

конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

 

 

 

29.

Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века

 

1

Урок контроля.о ценки и коррекции знаний учащихся

Выразительное осознанное чтение стихов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Устная проверка знаний

Уметь выразительно читать стихи. Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.

Подготовить сообщения о А.Блоке

Стр. 173-178, пересказ

 

 

30.

А. А. Блок Жизнь и судьба поэта.

1

Урок изучения и закрепле ния знаний

Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос

Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке, содержание

Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока,

Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме», выучить одно из них и разобрать его

 

 

31.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о

1

Урок изучения

Показать особенности

Текущий контроль.

Отв. на вопросы.

 

 


 

 

Прекрасной Даме».

 

и закрепле ния знаний

поэтики первой книги Блока.

Фронтальн ый опрос

увидеть значение образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Уметь анализировать стихи.

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Подготовить ся к самост. работе

 

 

32.

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

Урок закрепле ния знаний

Показать историю и значение образа России в творчестве Блока

Текущий контроль. Фронтальн ый опрос

Сделать сообщения по предложенны м темам

 

 

33.

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

1

Урок обобщения и систематизац ии знаний учащихся

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Текущий контроль. Тестовые задания

Раскрыть смысл образов в стихах (по вариантам).

 

 

34.

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.

1

Комбинир ованный урок

Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности

Текущий контроль. Работа по карточкам.

Подготовить вопросы к семинару

 

 

35.

Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар).

1

Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Заключи тельный контроль. Семинар

Подготовить сообщения о поэте. Задания по группам

 

 


 

36.

А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

Урок изучения и закрепле ния знаний

Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос

Знать основные биографические сведения о А.А.Ахматовой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры., особенности жанра и конфликта поэмы, роль символики в стихах, новые понятия, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.

Закончить конспект лекции. Сообщение «Портреты Ахматовой»

 

 

37.

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

Урок изучения и закрепле ния знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Текущий контроль. Тестовые задания

Перечитать поэму. Выделить мотивы пр-я. Задание по группам

 

 

38.

«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

1

Урок обобще ния и система тизации знаний учащих ся

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой

Текущий контроль. Устная проверка знаний

Подготовитьс я к письменной работе.

 

 

39.

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

1

Комбинир ован

ный урок

Показать, как поэмой исполнена гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве

Создание творческого текста на основе прочитан-ного произве дения

Подгото вить сообщения о поэте. Задания по группам

 

 

40.

М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

Урок изучения и первично

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и

Постановка вопросов по теме урока,

Знать основные биографические сведения о М.А.Цветаевой,

Пересказ конспекта лекции, читать программные

 

 


 

 

 

 

го закрепле ния новых знаний

интерпретировать художественное произведение.

работа по материалам учебника

особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть

стихи М.Цветаевой.

 

 

41.

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

1

Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов

Выучить наизусть, проанализи-ровать стих-е. Отв. на вопросы

 

 

42.

Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

1

Урок обобщени я и системати зации знаний

Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений

Заключи тельный контроль

Выучить стихотворение . Сделать его анализ. Отв. на вопросы

 

 

43. 44.

А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической новеллистики

2

Урок закрепле ния знаний

Представить творчество А.Т.Аверченко с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

Текущий контроль. Устная проверка знаний

 

Подготовить развернутый ответ на вопрос.

 

 

 

Октябрьская революция и литературный процесс 20 годов

 

1

 

 

 

 

 

 

 


 

45.

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован»

2

Урок изучения и закрепле ния знаний

Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова

Предвари тельный контроль

Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Смысл трагического финала повести «Котлован».Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя. Знать основные биографические сведения о писателе соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи.

Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам

 

 

46.

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован»

1

Урок закрепле ния знаний.

Показать философский, обобщающий смысл категории пространства и времени в повести «Котлован»

Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся

Пересказ лекции. Подготовить вопросы по теме.

 

 

47.

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован»

1

Урок обобщени я и системати зации знаний

Объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Перечитать роман Е.Замятина «Мы»

 

 

48. 49.

Б.Лавренёв «Сорок первый».Нравственные ценности рассказа.

2

Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний

 

 

 

 

 

 

50.

Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

2

Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащих

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать

Текущий контроль

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к стихам

Выучить стихотворен. Сделать его анализ. Отв. на вопросы

 

 


 

 

 

 

ся

стихи

 

О.Э. Мандельштама

 

 

 

51.

В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике.

1

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос

Понять тему поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Новаторство поэта в области художественной формы

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений

Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные

Закончить конспект лекции. Отв. на вопросы

 

 

52.

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

1

Комбинир ован

ный урок

Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Кратковре менная самостоя тельная работа.

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

 

 

53.

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

1

Урок закреплени я знаний учащихся

Разобраться, что является объектом сатиры в пьесах Маяковского

Групповая работа, сообщения учащихся

Выучить стихотв. и поставить вопросы, кот оно вызывает, для обсуждения в классе.

 

 

54.

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

Урок обобще ния и системати зации знаний учащихся

Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

Текущий контроль. Работа по карточкам.

Читать поэмы Сделать закладки по темам

 

 


 

 

 

 

 

 

 

понятия теории литературы

 

 

 

 

С. А. Есенин.

(+2 ч)

 

 

 

 

 

 

 

55.

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта.

1

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Дать характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос, работа по материалам учебника

Природа родного края и образ России в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А.Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра

Составить план-схему по биографии, используя материал урока и учебника Сопоставить стихи Тютчева и Фета.

 

 

56.

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта. Показать народность творчества С.А.Есенина

Викторина, постановка вопросов по теме урока, Тестовые задания

Пересказ статьи учебника. Письменно проанализиро вать стихотв.

 

 

57.

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

Урок закреплен ия знаний

Показать динамику развития любовной лирики Есенина

Текущий контроль. Работа по карточкам.

Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов».

 

 

58.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

Урок обобщени я и системати зации знаний учащихся

Показать, что «Анна Снегина» -одно из выдающихся произведений русской литературы

Текущий контроль. Устная проверка знаний

Собрать материалы для классного сочинения.

 

 

59.

Р/р Классное сочинение по

2

Урок

Использовать

Заключител

Индивидуаль

 

 


 

 

творчеству

В. Маяковского и С. Есенина.

 

контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

приобретенные знания и умения в практической деятельности

ьный контроль. Классное сочинение

и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.

ные сообщения.

 

 

60.

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».История создания,композиция,жанровое своеобразиее

(6ч +1)

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Показать своеобразие стиля писателя

 

 

 

 

61.

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

1

Урок изучения и первично-го закреп-ления новых знаний

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции

Предварите льный контроль

Понять, что «Мастер и Маргарита» -«роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образноомпозиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в

Пересказ конспекта лекции. Отв. на вопросы

 

 

62.

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

1

Урок изучения закрепле ния знаний

Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Составить план развернутого ответа и подготовить сообщение по выбранной теме

 

 

63.

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

Урок закреплен ия знаний

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать

Кратковрем енная самостояте льная работа.

Составить викторину в 6 вопросов для взаимопровер ки знания

 

 


 

 

 

 

 

художественное произведение.

 

романе. Неразрывность любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе

текста

 

 

64.

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

1

Комбинир ован

ный урок

Закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя

Текущий контроль. Устная проверка знаний

 

Отв. на вопросы Подготовиться к проверочной работе

 

 

65.

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

1

Урок контроля,о ценки и коррекции знаний учащихся

Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

Текущий контроль.

Устная проверка знаний

 

Пересказ по учебнику. Задания по группам

 

 

66.

Путь Ивана Бездомного в

1

Урок

Проследить путь

Текущий

Написать

 

 


 

 

обретении Родины.

 

контроля,о ценки и коррекции знаний учащих

ся

Ивана Бездомного в обретении Родины. Проверка знания содержания романа

контроль. Устная проверка знаний

 

домашнее сочинение по роману М.А.Булгакова

 

 

67.

Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита

1

Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся

 

Заключи тельный контроль

 

 

 

 

68.

М.Аолохов. Жизнь. Творчество, личность.

1

Комбинир ован

ный урок

Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести

Постанов ка вопросов по теме урока

 

 

 

 

69. 70.

«Год великого перелома « в судьбах народных» в романе «Поднятая целина»

2

Комбинир ованный урок

Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести

Постановка вопросов по теме урока

 

 

 

 

71. 72.

Образы коммунистов в романе.

2

Урок-семинар

 

Постановка вопросов по теме урока

 

 

 

73. 74.

Современные писатели о периоде коллективизации (В.Быков «Облава», В В.Тендряков «Хлеб для собаки»

2

Комбинир ованный урок

Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести

 

Текущий контроль Постановка вопросов по теме урока

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

Подготовить сообщения о писателе

 

 


 

75. 76.

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

2

Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос

Иметь представление о неразрывности связи человека и природы, их взаимотворчестве. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака. Черты нового лирико-религиозного повествования в романе «Доктор Живаго»

Анализ стихов по группам Подготовитьс я к беседе по вопросам

 

 

77.

«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя.

2

Урок закрепле ния знаний

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Текущий контроль Устная проверка знаний

Дополнить конспект лекции, подготовиться к беседе по роману «Д.Ж.»

 

 

78. 79.

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

2

Урок изучения закреплен ия новых знаний

Познакомить учащихся с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие Толстого написать роман о Петре I.

Текущий контроль Тестовые задания

Распознать черты чеховских «недотёп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта

Пересказ конспекта лекции. Составить вопросы по роману.

 

 

80.

Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый»

1

Урок закреплен ия знаний

Соотнести реальное время и пространство России первой четверти 18 века с художественным

Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать

Пересказ глав повести. Ответить на вопросы

 

 


 

 

 

 

 

временем и пространством романа А.Толстого.

 

свое отношение к произведению.

 

 

 

81.

Образ Петра в романе «Петр Первый».

1

Урок закреплен ия знаний

Выявить идейно-художественную задачу А.Толстого

Текущий контроль. Фронтальн ый опрос

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы

Творческая работа «Письмо герою»

 

 

82.

А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

1

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Предварите льный контроль. Устная проверка знаний

Понять, что «любовь к правде сущей» - основной мотив лирическо-го эпоса» А.Т.Твардовского. Память войны, тема нравствен-ных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. Знать, что поэма «По праву памяти» - поэма-

Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам

 

 

83.

«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

1

Комбинир ован

ный урок

Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского, определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы.

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Подготовиться к проверочной работе: классному сочинению.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

завещание, в которой темы прошлого, настоя-щего и будущего раскрыты в свете исторической памяти, уроков пережитого.

 

 

 

84.

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

1

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

 

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

 

 

 

85. 86.

Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2

Комбинир ован

ный урок

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

 

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

 

 

 

87.

Обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка»

2

Комбинир ованный урок

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

 

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

 

 

 

88.

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го

1

Урок контроля, оценки и

Проверить знания учащихся. Использовать

Заключи-тельный контроль.

Уметь отразить главное в тексте, аргументировано

Подготовить сообщения о поэте.

 

 


 

 

века»

 

коррекции знаний

приобретенные знания и умения.

Классное сочинение

сформулировать свое отношение к теме.

Задания по группам

 

 

89.

В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.

1

Урок изучения и закреплен ия знаний

Раскрыть идею и художественные особенности рассказов.

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос

Знать, что «народ» и «публика» - два нравственно-общественных полюса в прозе В.М.Шукшина.

Составить связный рассказ о жизни и творчестве А.И.Солжени цына

 

 

90.

Герои Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик», «Выбираю деревню на жительство» и др.

1

Урок закреплен ия знаний

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Предварите льный контроль. Фронтальн ый опрос. Сообщения учащихся.

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

Сделать закладки по темам Записать выводы по тезисам лекции.

 

 

91.

«Матренин двор». Тип героя-праведника. А.Солженицын

2

Урок изучения и первично го закреплен ия новых знаний

Попытаться понять, каким видится писателю феномен простого человека. Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения.

Текущий контроль.

Групповая работа, сообщения учащихся

Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве писателя

Читать, анализиро вать Индивидуаль ные сообщения о писателях.

 

 

92.

Новейшая русская проза 80-90 годов.

«Болевые точки» современной жизни в прозе Ф.Абрамова. Повести «Пелагея» и «Алька».

2

Комбинир ованный урок

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Текущий контроль.

Групповая работа, сообщения учащихся

Понять внутреннюю противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации кспансия

Индивидуаль ные сообщения о драматурге Вампилове

 

 


 

 

 

 

 

 

 

массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.)

 

 

 

93.

Драматургия Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын»

2

Комбинир ованный урок

Познакомить учащихся с особенностями драматургии Вампилова.

Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся

Видеть традицию и новаторство в в драматургии Вампилова.

Читать, анализиро вать пьесу

 

 

94.

Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка»

2

Комбинир ован

ный урок

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

Сочинение-размышление Индивидуаль ные сообщения о писателе, подготовить презентацию по творчеству В.П.Астафьев а

 

 

95. 96.

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В Астафьева «Царь-рыба»

2

Комбинир ованный урок

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

Прочитать повесть «Прощание с Матёрой».

 

 

97. 98.

Актуальные и вечные проблемы в повести «Прощание с Матёрой»

2

Комбинир ованный урок

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы,

Групповая работа. Текущий контроль, сообщения

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано

Прочитать повесть В.Распутина «Живи и помни»,

 

 


 

 

 

 

 

проанализировать их.

учащихся

формулировать свое отношение к произведению

Индивидуаль ные сообщения о писателе

 

 

99. 100.

Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина.

2

Комбинир ованный урок

Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их.

Групповая работа. Текущий контроль. сообщения учащихся

Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению

 

 

 

101.

Р/р Зачет по литературе XX века

1

Урок контроля оценки и коррекции знаний учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Заключи-тельный контроль. Зачет по литературе XX века

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.

Защита проектов

 

 

102.

Итоговый урок

1

 

 

 

 

 

 

 


0 коммент.:

Отправить комментарий

:) :)) ;(( :-) =)) ;( ;-( :d :-d @-) :p :o :>) (o) [-( :-? (p) :-s (m) 8-) :-t :-b b-( :-# =p~ $-) (b) (f) x-) (k) (h) (c) cheer
Click to see the code!
To insert emoticon you must added at least one space before the code.