четверг, 12 сентября 2019 г.

    Как научить ребёнка писать       сочинения: несколько     обязательных правил

Несколько обязательных правил:

1. Создавая текст, ребёнок должен прежде всего подумать о читателе: кому, зачем и что именно он хочет сообщить. Хорошо бы задуматься, как сделать так, чтобы текст захотелось читать, чтобы он стал интересен другим и тебе самому. Вот почему читающие дети пишут лучше: они умеют вести диалог с автором текста, вычитывать разные уровни текстовой информации.
2. Сразу написать хороший текст невозможно, необходим черновик и тщательная работа в несколько этапов. Прежде всего нужно сформулировать основную мысль будущего сочинения, записать её. Затем выстраивать сам текст так, чтобы он привёл читателя к этой мысли.
3. Чтобы выстроить текст, обязательно нужен рабочий план хотя бы в виде набора тезисов, пронумерованных по итогам размышлений и сбора материала. Если ребёнок не понимает, что такое план, зачем он нужен и как его составлять, он не сможет логически построить письменное высказывание (собственно, как и устное тоже).
4. У автора должно быть чёткое представление об основных типах речи и о том, как строится текст: повествование, текст-описание и текст-рассуждение. Соединять разные типы речи в одном тексте нужно осмысленно.
5. Чтобы было, о чём писать, нужен пусть совсем небольшой, но собственный жизненный опыт. Совершенно необходим опыт читательский и зрительский! Занимаясь с детьми, я много раз наблюдала, как отсутствие этого опыта тормозит процесс: дети действительно не находят, о чём писать, им не на что опереться, негде найти примеры, чтобы подтвердить аргументы, они не могут анализировать и делать выводы.
6. Когда текст создан и записан на черновике, его нужно внимательно прочитать и отредактировать. Прежде чем учить ребёнка редактировать текст, его стоит познакомить с классификацией ошибок в содержании (фактические, логические и прочие) и в речи (неправильное или неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное повторение одного и того же слова или однокоренных слов в одном предложении или в нескольких рядом стоящих предложениях, стилистический разнобой и прочее).
Мои наблюдения в процессе чтения сочинений привели к такому неутешительному открытию: речь детей заражена канцеляритом. Вот несколько примеров из работ 10–12-летних авторов (в скобках предлагаю отредактированный вариант):
«У нас имеется отличная возможность отдохнуть». (Мы можем отлично отдохнуть.)
«А вместе нам было интересно посещать такие заведения, как театр оперы и балета, музеи…» (А вместе было так интересно ходить в музеи, в театр оперы и балета.)
«Мне очень понравилось пребывание на национальном празднике, а по завершении празднования нам вручили дипломы». (Мне очень понравилось участвовать в национальном празднике, а в конце ещё и получить диплом!)
«В уютном, тёплом времяпрепровождении дома пролетел месяц». (Дома было так хорошо, тепло и уютно, что месяц незаметно пролетел.)
«На сегодняшний день у меня много друзей». (Вот это «на сегодняшний день» встречаю в каждом втором сочинении! Насколько проще и легче так: «Сейчас у меня много друзей».)

Что делать?

Сформулировать главную мысль (а точнее, основные смыслы текста) —проблема серьёзная, но решаемая.
Научить писать сочинения (создавать любые тексты) можно, следуя грамотной методике:
  • сначала дать универсальный алгоритм создания любого текста и помочь ему следовать;
  • научить редактировать текст и показать необходимость тщательной работы с письменным текстом;
  • обязательно учить читать и понимать текст, если ребёнок нечитающий.
И уже потом учить, как следовать экзаменационным требованиям.



Как писать сочинения-
12 Sep 2019

0 коммент.:

Отправить комментарий

:) :)) ;(( :-) =)) ;( ;-( :d :-d @-) :p :o :>) (o) [-( :-? (p) :-s (m) 8-) :-t :-b b-( :-# =p~ $-) (b) (f) x-) (k) (h) (c) cheer
Click to see the code!
To insert emoticon you must added at least one space before the code.